вторник, 28 апреля 2015 г.

Дети и деньги

С деньгами у Никиты и Тимофея разные отношения. Никита любит зарабатывать и копить. Тимофей любит тратить. Удовольствия от накопления – как Никита – он не получает, возможно, еще в силу возраста. Но на деньгах можно многому научиться. Началось все со звездочек.



Замена денег
За хорошие дела я выдавала им звездочки. Под хорошим подразумевалось все достижения или просто внеурочный труд. Вроде уроки ты и так должен делать, но если прочитал сверх нормы – получи звездочку. Много звездочек заработали мальчишки на Алене – присмотри, принеси, покупай. С одной стороны заботы о сестре должны быть бесплатными. С другой, я понимаю, что  это  не самый легкий труд даже для взрослых и мне не хотелось оставить тяжелые воспоминания «как нас заставляли ухаживать за этой противной Аленкой».  Звездочки конвертировались в деньги. На деньги дети сами покупали то, что хотели.




Игрушечные деньги
Игрушечные деньги мальчишки тоже любят. Никита обожает играть в Монополию и редко кто его обыгрывает. Тимофей имеет более бизнесовый подход. Он любит построить процесс и руководить, а за это получать деньги. Есть японские игровые центры, где в распоряжении детей макеты магазинов, почты, кафе. Дети сами готовят товар, продают его посетителям и получают игрушечные деньги. Тима очень любит ходить туда.

Переход на настоящие деньги
Со временем мы убрали посредничество звездочек и перешли на деньги. За каникулы Никита и Тимофей заработали приличные суммы денег. Я пыталась нанять очередную няню для Алены, но 2 претендентки были такие унылые и при этом дорогие, что я отчаялась. Но раз в неделю нам с мужем нужно куда-то выбираться. На танцы, на йогу. И мы предложили мальчишкам посидеть с Аленой за цену в 2 раза меньшую, что просили взрослые тетки. Но сидеть нужно было ответственно, одним в большом доме.

Мальчишки справились просто отлично. Аленка была накормлена, помыта и наиграна. Потом они приноровились запихивать ее в коляску и укатывать под дневной сон. Или заманивать в кафе и покупать мороженое, если она не хотела гулять. В крайнем случае всегда можно включить мультики. Короче, постигли все хитрости бебиситтинга.

Заработанные деньги приятно грели ладошки:) Больше 2 недель Никита провел на сайтах онлайн-магазинов Лего. Сравнивал цены. В итоге выбрал и купил. Но получит его только через 2 месяца, когда мы будем в России, ибо там в 2 раза дешевле. Так что еще и научился ждать, а не действовать по сиюминутным порывам.

Тимофей тоже вложил деньги в лего. Но заработал он меньше, а потратить хотел больше. И так до слез. Но это мы уже проходили с Никитой, думаю, Тимофей тоже пройдет эту стадию.

Плюсы собственных денег у детей
Наличие собственных денег кардинально меняет систему трат у ребенка. Теперь в магазине при просьбе купить какую-нибудь игрушку я сразу предлагаю купить за свой счет. И аргументирую, что я покупаю еду, необходимые в доме вещи и прочее. При фразе «за свой счет» в 80% случаев надобность в игрушке таинственным образом пропадает.

А уж то, на что потрачены свои кровные, ценится куда больше. Например, Никита захотел научиться играть на гитаре. «Ок, я плачу за уроки, ты покупаешь гитару», - сказала я. Никита неделю напряженно думал, потом еще долго торговался. В итоге мы купили гитару вместе, каждый внес половину стоимости. Но и этого хватило, чтобы уроки гитары Никита не пропускал, а саму гитару берег. Скоро нам уезжать и гитару мы не можем взять с собой. Никита тут же вспомнил, что в ней его деньги и предложил ее продать. Думаю, в случае просто подарка он бы ее спокойно бросил.

Дети штуки упертые. Иногда переупрямить их сложно. Но когда они сами понимают, что почем, многие проблемы снимаются.


Минусы
Это все хорошо. Но проблема в том, что мои дети ценят только СВОИ деньги. Т.е. те, что они сами заработали. И не ценят деньги мамы и папы. Сколько мы ни рассказываем про нашу работу, про наш бюджет, про планирование и кредиты, они свято верят, что родители деньгами просто владеют. Тут я пока не знаю, как достучаться, возможно, нужно просто время.

Есть опасность перехода на товарно-денежные отношения в семье. Но пока мне удается охранять границы. Есть вещи, которые мы все делаем просто так, бесплатно, потому что мы семья. Предложения вынести мусор или помыть посуду за деньги регулярно поступают, но жестко отвергаются.

Еще есть проблема зависти. Вот я зарабатываю, а кому-то просто дарят. Никита пришел с дня рождения друга в большом расстройстве. Другу родители подарили PlayStation. Это в 10 раз дороже того, что мы договорились подарить Никите на его 10-летие. И он серьезно обиделся. «Он даже не заработал! И он младше меня!» - страдал он. Однако у всех бывает мучительное чувство зависти. Кто-то всю жизнь горбатится на ипотеку, а кому-то повезло и вовремя скончалась бабушка-москвичка. Я пытаюсь донести до Никиты мысль, что на таких чувствах лучше не зацикливаться. Делай, что должен, и будь, что будет. Нам и так сильно повезло родиться без проблем со здоровьем (привожу в пример Nick Vujicic), в полной семье (у Никиты много друзей из неполных семей), в не самый плохой исторический период (читаем книги про войну).  Но, видимо, еще многое нужно осмыслить и принять.

К минусам я бы отнесла и чрезмерное увлечение деньгами. Весь последний год Никита выбирает себе профессию. Один из главных критериев – хорошая зарплата. И мы с мужем который раз читаем ему лекции о призвании, о том, что он не сможет радостно трудится над тем, что ему не близко и не интересно, но хорошо оплачиваемо. И тут недавно подходит ко мне Никита и спрашивает, что надо, чтобы стать актером. Я отвечаю – талант. А он мне: "Ну это наживное, а правда, им миллионы долларов платят?" Я внутренне содрогаюсь то ли от смеха, то ли от ужаса:)

Так что эти минусы даже не совсем минусы, а поле для развития. Посмотрим, куда все это приведет:).

Комментариев нет:

Отправить комментарий